Магистрантки Политеха и профессор СПбГУКиТ Валентина Ивановна Гуркаленко
Научные коммуникаторы кафедры РСО ГИ СПбПУ 16 ноября приняли участие во Второй международной научной конференции «Русская цивилизация в исторической перспективе и ретроспективе».
Мероприятие организовано в рамках Vll Санкт-Петербургского международного культурного форума, который работает в Северной столице с 15 по 17 ноября 2018 года и прошло на одной из его площадок - в Российском институте истории искусств (РИИИ).
Татьяна Дорошенко в Зеленой гостиной Российского института истории искусств
Внимание политехников привлек доклад профессора кафедры философии Нижегородской академии МВД России Олега Викторовича Парилова "Пространство постмодернистских игр и будущее русской цивилизации". Отдельную встречу со студентами в рамках конференции провела художественный руководитель студии Леннаучфильм на протяжении многих лет Валентина Ивановна Гуркаленко, которая рассказала о том, как в 1980-е годы на студии создавались просветительские, экологические и православные фильмы.
Параллельно постмодерну
Как заметил Олег Викторович Парилов, модерн "превращает целостное бытие в предметы, постмодерн заставляет исчезать саму реальность. Постмодернистские тенденции проявляются в том, что растет "армия нетворкеров, геймеров, для которых интернет становится средой обитания". У таких людей иногда даже "отказывают базовые физиологические инстинкты, в реальность человек не может вернуться".
Другим характерным признаком постмодернизма оратор назвал римейк римского лозунга "хлеба и зрелищ": "В центре внимания общества оказываются люди игры - шоумены, спортсмены".
Оратор полагает, что эти признаки видны в политической и церковной жизни. Он отметил, что партия, которая имеет в названии слово "коммунизм" и не имеет опоры на пролетариат, так как этот класс отсутствует в современном российском обществе, и устремляет взоры в сторону заигрывания с русской идеей и церковью.
Проникновение игровой модели общения в церковную жизнь он увидел в росте числа православных форумов, "презентации игры "Не пустим "Пусси Райт" в церковь, появлении понятия "православная мода" и викторин вроде "почему православным быть выгодно".
Как сотрудника системы МВД Парилова беспокоит разрыв между реальностью, для работы в которой готовят сотрудников правоохранительных органов, и стремительной виртуализацией мира, где совершаются, например, хакерские атаки. И сотрудники правоохранительных органов в своей значительной части оказываются не готовы к борьбе с таким типом преступности.
В этой ситуации Олег Викторович Парилов предлагает искать будущее русской цивилизации, которая развивается в окружении реалий постмодернистского мира, в сопоставлении с тремя состояниями вещества, например, воды: твердого, жидкого и газообразного. Все эти состояния вещества могут существовать параллельно, не выстраиваясь в необратимую последовательность. То есть, по мнению оратора, каждый человек в отдельности и страна в целом может сделать выбор не в пользу постмодернистского пути, предпочтя ему традиции и семейные ценности.
Валерий Гаврилин: "Весело на душе"
Кинорежиссер научно-популярного кино Валентина Ивановна Гуркаленко рассказала магистрантам Татьяне Дорошенко, Елене Рассадиной, Ренате Поздняковой, Ольге Кочуровой о наследии кинодокументалистики. В СССР было три студии, где создавалось научно-популярное кино. Кроме Леннаучфильма, это были студии в Москве и в Киеве. Ленинградские кинодокументалисты были первыми, кто снял флору и фауну полярной области - фантастические растения, рыб, крабов. "Тросы, на которых под лед опускались оборудование и люди поливали кипятком из обычных чайников, чтобы они не примерзали", - вспомнила она. Также ленинградцы были первыми, кто снял фильм про усталость металла, о том, как он начинает течь под грузом. Такие эксперименты проводились в ЛГУ (ныне СПбГУ), также была создана большая серия фильмов о писателях и художниках, о генетиках, о жизни клетки, многие из них снимали через особый микроскоп.
В 1980-е годы на Леннаучфильма была создана блистательная серия фильмов об экологии, которая обошла экраны страны и всего мира. "В результате создания фильма о Приозерском Целлюлозно-бумажном комбинате, который отправлял Ладогу, чиновники содрогнулись и комбинат закрыли. Другой комбинат в Киришах, где делали белкозин и другие продукты, производство которых загрязняло окружающую среду и в результате болели дети, после демонстрации фильма вынужден был поставить фильтры".
В 1987 году на студии было создано объединение "Выбор", которое объединило режиссеров православного мировоззрения. Они руководствовались им при создании картин в условиях запрета на церковную атрибутику и демонстрацию обрядов, но это нисколько не мешало, так как суть православия - любовь, а не демонстрация ритуалов и атрибутики, которой сейчас на экранах, по мнению Валентины Ивановны Гуркаленко, сверх меры. "Камере не место в храме. Она может остановиться в притворе", - уверена собеседница политехников.
"Православие - это не обряды. Это взгляд на мир, - отметила Валентина Ивановна и привела в пример опыт православного батюшки в Великобритании, с которым общалась в 1978 году, он принимал решение крестить ли прихожанина по собственному способу. - Отец Антоний служил в арендованной англиканской церкви и народ там был самый разный - и негры, и арабы, помимо русских первой и второй волны эмиграции. Он сказал, что принимает их на слух: если есть у них любовь, крестит, а если нет - извините. Любовь на слух - это то, что отличает православие от всего остального".
В рамках программы конференции Валентина Ивановна Гуркаленко раскрыла свой творческий метод. Участники конференции посмотрели ее фильм о ленинградском-петербургском композиторе Валерии Гаврилине "Весело на душе".
О форуме
Vll Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит на многих площадках Петербурга с 15 по 17 ноября 2018 года. Форум признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, правительство Санкт-Петербурга.
Текст статьи Андрей Кутузов